Целевая модель наставничества
В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации. Для начала приведем две главные цели заявленного нацпроекта:
1) Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
2) Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее — педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Российской Федерации.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
- улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования (далее — образовательные организации) в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145
Приказ о внедрении целевой модели наставничества
Программа Школа наставничества
Программа наставничества над молодым специалистом 2023
Программа Школа наставничества (учитель-учитель)
Программа Школа наставничества (ученик-ученик)
Форма наставничества ученик-ученик
Приказ № 181 о назначении наставника
Приказ № 148 о назначении наставника
Приказ № 149 о назначении наставников и формировании наставнических пар
Банк наставнических практик
1. Программа Школы молодого педагога (педагогический и управленческий аспекты).zip (148.2 Мб)
Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/xeiLiihxt3464rahmCoHby8o
2. Наставничество в добровольчестве Колесникова ЕВ.mp4 (135.4 Мб)
Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/DoDYpQG76HJHxVUVvkdTFx4p
Портфель наставника Колесникова ЕВ
1. Анкета новичка детского движения
2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
4. Курсы от куратора для новых наставников
Информационная карта практики Колесниковой Е.В.
3. Портфель наставника Горевой Д.Ю.
Видеоролик посмотреть